О картине О художнике Материалы Галерея

Зайцев Евгений Алексеевич
(3 января 1908—13 сентября 1992)

Уроженец города Невеля Псковской области, Евгений Зайцев считал Беларусь своей второй Родиной и отдавал себя, свою энергию, свой творческий потенциал служению белорусскому искусству.
Родился художник в 1908 г. в семье почтово-телеграфного служащего. Отец Алексей Васильевич работал в местной почтовой конторе, сначала простым рабочим, затем электромонтёром. Мать Екатерина Гавриловна трудилась там же телеграфисткой. Суровые годы детства Евгения и двух его братьев прошли под заревом Гражданской войны. Жить было трудно — нужно было думать о хлебе насущном, и семья Зайцевых переехала в Витебск.
В 1916 г. Евгений начал учебу в подготовительном классе Александровской гимназии, а через год перешел в частную гимназию. В 1926 г. поступил в Витебский художественный техникум, который закончил в 1930 г. Летом и осенью этого же года работал в Минске на сельскохозяйственной выставке, где писал портреты передовиков-ударников труда. За успешное выполнение заданий, в качестве поощрения, Евгений Зайцев был послан на учебу в Ленинградскую Академию художеств.
Начало учебного года было уже давно позади, но молодой художник, выдержав экзамен на отлично, был зачислен в учебное заведение. Первыми преподавателями у него были К. С. Петров-Водкин по классу монументальной живописи и А. А. Осмеркин — по классу станково-бытовой живописи, которые привили студентам ответственное отношение к работе и любовь к искусству.
Летом 1935 г. Евгений Зайцев уехал на Волгу, чтобы повторить путь, который в 1876 г. совершил И. Е. Репин во время работы над картиной "Бурлаки на Волге", собрать материал для будущих пейзажей. В результате этой поездки живописец написал несколько работ: "Волга. Берег с лодкой", "Базар в Чебоксарах" и "Баржи на Волге". Путешествие по Волге, общение с разными людьми вызвали в воображении художника события, связанные с прошлым русской реки.
Темой дипломной работы Е. Зайцев выбрал образ героя Гражданской войны В. И. Чапаева (картина "Чапаев"). 10 декабря 1937 г. Евгений с отличием окончил Академию художеств. Ему предлагали остаться в аспирантуре, но молодого специалиста тянуло в родные места, и в 1938 г. он переехал в Минск.
Первой масштабной работой Е. Зайцева была картина, посвященная Гражданской войне. Мужество и героизм людей легли в основу исторического полотна "Вступление Красной Армии в Минск в 1920 году". Художник приходил в мастерскую в пять-шесть часов утра и полностью погружался в работу над этим произведением. Усилия не прошли даром. На декадной выставке в Москве в 1940 г. белорусский мастер был награжден орденом "Знак Почета".
Началась Великая Отечественная война. Как истинный патриот, Зайцев ушел на фронт. Нося с собой планшет и краски, среди огня и дыма умудрялся делать зарисовки, которые отражали эпизоды войны и явились бесценным документальным и художественным материалом, летописью войны.
В 1943 г. художник был отозван в Москву и начал работать в Центральном штабе партизанского движения, выполняя иллюстрации для сатирического листка "Партизанская дубинка" и журнала "Раздавим фашистскую гадину". В это время состоялась встреча Евгения Зайцева с Минаем Филипповичем Шмыревым, легендарным Батькой Минаем, который поведал о трагической судьбе своей семьи, зверски уничтоженной фашистами. Под впечатлением услышанного Зайцев создал картину "Незабываемое".
Партизанская борьба в тылу врага носила всенародный характер: наряду с взрослыми воевали дети и подростки. Их подвиги вдохновляли белорусских живописцев на создание портретов юных партизан. Е. Зайцев написал полотно "Портрет юного партизана" (1943). Герой картины — юноша-романтик, для которого жизнь — борьба, полная тревог и неожиданностей.
К созданию полотна "Похороны героя", рассказывающему о гибели Героя Советского Союза Константина Заслонова, живописец шел долго. В военные будни он пристально следил за героической борьбой партизанского отряда, действовавшего на Оршанщине. В 1946 г. работа над холстом была завершена.
Параллельно с работой над картинами Зайцев обращался к пейзажу. В небольших полотнах этюдного характера изображены тихие уголки реки Свислочь, огибающей городские кварталы Минска, бывшие совсем недавно свидетелями тяжелых дней оккупации белорусской столицы: "Над рекой", "Под вечер" (1945), "Река в горах" (1946), "Пейзаж с фигурой" (1946). Пейзаж "Над Свислочью" (1945) экспонировался на Всесоюзной художественной выставке в Москве и был отмечен газетой "Правда".
Примером удачного использования пейзажа для выражения идей произведения является картина "Стояли насмерть", передающая важную черту советских людей — интернациональную дружбу. Воин-грузин воевал бок о бок с белорусом, героически защищая землю Беларуси, как и воин-белорус — землю Грузии. Это произведение — своего рода вступление к созданию большого глубоко эмоционального полотна "Оборона Брестской крепости в 1941 году" (1950). В этой картине отразились идейно-эстетические взгляды автора, его творческое кредо. В то время на территории крепости производились раскопки, открывавшие новые факты мужества и отваги героев, защищавших цитадель.
В 1950-х гг. Евгений Зайцев продолжал работать над пейзажем, выполнил ряд портретов передовиков производства и сельского хозяйства. Кроме того, он активно участвовал в общественной жизни республики: был председателем Союза художников, секретарём партийной организации.
Живописец любил встречаться с простыми людьми, беседовать с ними о жизни, так как считал, что творческий рост художника невозможен без духовной связи с народом.
Кисти мастера принадлежат портреты белорусских писателей Петруся Бровки и Петра Глебки (1968), Кондрата Крапивы (1972), а также художников Анатолия Аникейчика (1977) и Заира Азгура (1983). Евгений Зайцев — один из авторов монументальных росписей в Театре оперы и балета Беларуси (1940, 1958) и в кинотеатре "Пионер" (1965) в Минске.
Свидетельством признания его заслуг было награждение орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами "Знак Почета" и медалями. В 1944 г. в день 25-летия БССР правительство республики присвоило художнику почетное звание заслуженного деятеля искусств БССР.
Умер мастер батальной живописи 13 сентября 1992 г.