О картине О художнике Материалы Галерея
"Прогулка"
(1917-1918)
Любовь вошла в творчество Шагала в образе Беллы. Вошла, чтобы остаться навсегда, наполняя картины и жизнь новым смыслом. Их долгий счастливый брак стал для художника воплощением таинства бытия. Он по себе знал, насколько глубокой и чувственной бывает любовь, как наделяет это чувство способностью летать. Его "Прогулка", "Над городом" и "День рождения" — наглядные тому доказательства.
Летом 1909 г. Марк отчаялся найти свой путь в искусстве. Из блестящего Санкт-Петербурга он вернулся в родной маленький Витебск.
Шагал редко брался за кисть и практически не рисовал. Целыми днями он бродил по улицам, часто засиживался на единственном в городе мосту. Родные художника даже опасались за его здоровье. Никто не предполагал, что его жизнь совсем скоро изменится и заиграет новыми красками.
В это время Шагал часто обращался к Богу с просьбой помочь открыться его душе. Марк даже в трудный период не хотел быть похожим на всех: он неустанно продолжал искать свой путь.
Осенью 1909 г. произошла роковая встреча, которая вдохнула в художника новые силы. Шагал часто бывал в гостях у подруги — Теи Брахман. Однажды, когда Марк гостил у Теи, к ней пришла подруга. Берта Розенфельд (Беллой она станет называться после того, как вместе с мужем, Марком Шагалом, приедет в Париж), младшая дочь богатого ювелира, недавно вернулась с каникул в Германии. Она заглянула к подружке, чтобы поделиться впечатлениями и показать новую покупку — пелерину.
Приход Берты расстроил Шагала: он хотел пообщаться с Теей и не любил посторонних. Берта сидела спиной к Марку, и он не видел ее лица, но мелодичный голос незнакомки привлек его внимание. Перед уходом она вскользь взглянула на него и ушла. Шагалу стало не по себе: почему-то ее голос встревожил и заинтересовал его.
В тот же день Марк вместе с Теей решили прогуляться. На мосту им снова встретилась та самая подруга, но теперь Шагалу представили ее. В биографии он напишет, что понял с первого взгляда: она и есть та единственная. Мгновенно Тея для него стала чужой и безразличной, а Берта — родной и близкой: "Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне все: мое детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел ее в первый раз".
Через год Марк и Берта стали женихом и невестой, но свадьба все откладывалась. Марк уехал в Санкт-Петербург, а оттуда — в Париж. Четыре года Берта не видела Марка. Всё, что она могла сделать, — писать ему нежные, поэтичные, прекрасные ответы на его письма. Лишь в 1915 г. он вернулся в родной город — и молодые сыграли свадьбу. А в 1916 г. родился их единственный ребенок — дочь Ида.
В автобиографии Марк напишет, что рядом с Беллой ощущал необыкновенный покой, невесомость, даже полет. Он так ее и рисовал — легкую, летящую, влюбленную. Он посвящал ей свои стихотворения и полотна, ее образ встречается на картинах Шагала сотни раз.
Так и в "Прогулке" сцена фантастического полета Беллы, вознесенной в широкое, словно раскрытое для полета небо, но связанной с землей рукой и фигурой художника, удивительным образом "уложилась" на поверхности большого, почти квадратного холста. Основные композиционные линии этой картины и ее цветовые пятна вошли в соответствие друг с другом, и образовалось равновесие диагональных движений.
В картине "Прогулка" полет лирических героев — это ликование свершения, когда шагаловская картина мира в годы революции вытягивается вверх, разделяя землю и небо низкой горизонтальной чертой. До этого была комната в Витебске, ритуальный быт, странно-страстные люди, едва не одичавшие в тесноте четырех стен и неосуществленных стремлений. Но вот они замечтались, засмотрелись на небо, вылезли через окно на крышу и... подробный и пустынный мир распахнулся, а над ними раскинулось бескрайнее небо. Герои взлетели над Витебском, поверх Витебска и наконец, взлетели на небеса.
Полет в "Прогулке", которая является частью триптиха (в него входят еще картины "День рождения" и "Над городом") так радостен и безмятежен еще и потому, что молодой чете есть куда потом приземлиться. Они взмывают в небо, чтобы, полетав, вновь опуститься на крыши своего города. В этой картине обалдевший от счастья художник с улыбкой во весь рот, попирая крышу дома, держит в руке нарядную жену, которая, как знамя, трепещет и парит в воздухе.
В другой руке художник держит птицу, таким образом, М. Шагалу (вопреки поговорке) удается удержать и небесного журавля, и земную синицу. Фигуры этой картины выстроены почти диагонально по всей поверхности холста, настроение в "Прогулке" полно эксцентрического веселья, и есть в ней что-то театрально-цирковое.
Образной основой всех картин триптиха стал мотив победы над земным тяготением, свободного полета людей в мировом пространстве. Такой мотив встречался у М. Шагала и раньше, но в начале и середине 1910-х годов он использовал его преимущественно для одной цели — вызвать ощущение странности, резкого смещения привычного. В "Прогулке" образная цель художника кардинально меняется: М. Шагал стремится сделать полет над землей метафорой достигнутой свободы и обретенного счастья. Во всех картинах триптиха герои взлетают и летят сами собой с такой естественностью, что у зрителя и мысли не возникает о какой-либо неестественности их полета.
В "Прогулке" М. Шагал и Белла образуют гибкую вертикаль, которая соединяет небо и землю, городские крыши и купола ангельскими сферами. В этой картине художник как бы перевоплотил и переосмыслил известную метафору писателя Шолом-Алейхема "Человек воздуха". Если у Шолом-Алейхема "человек воздуха" — это незадачливый мечтательный герой, маленький человек из черты оседлости со своими непрочными заработками и скромными жизненными планами (да и те зачастую лопаются, как мыльные пузыри), то у М. Шагала "человек воздуха", "люди воздуха" появляются потому, что они высоко воспарили в своих романтических чувствах. Полет для них становится таким же обычным состоянием, как и будничная жизнь в окружении привычных кадушек и коз. Они испытывают страстную потребность взлететь и летают, легко пересекая запретную границу между небом землей.
В 1944 г. Белла неожиданно умирает от вирусного заболевания. Она угасла буквально на глазах у безутешного Марка. После ее смерти он отказывался говорить с кем-либо и попросил дочь выбросить все кисти и краски. Лишь спустя девять месяцев после смерти жены мастер впервые взял в руки кисть. Его оживила работа над иллюстрациями для книги, которую написала его жена Белла, — "Горящие огни".
На протяжении всей совместной жизни — 35-ти лет — Марк рисовал Беллу. Даже после ее смерти художник так и не смог забыть свою любовь. В работах Шагала, которые он написал после смерти жены, образы женщин очень похожи на Беллу Розенфельд.