О картине О художнике Материалы

Репин Илья Ефимович
(1844—1930)

Репин являл собой пример беззаветной преданности искусству. Художник писал: "Искусство я люблю больше добродетели… Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, — неизлечимо. Где бы я ни был, чем бы ни развлекался, как бы ни восхищался, чем бы ни наслаждался, — оно всегда и везде в моей голове, в моем сердце, в моих желаниях — лучших, сокровеннейших. Часы утра, которые я посвящаю ему, — лучшие часы моей жизни. И радости, и горести — радости до счастья, горести до смерти — все в этих часах, которые лучами освещают или омрачают все прочие эпизоды моей жизни".

Илья Ефимович Репин родился 24 июля 1844 года в небольшом украинском городе Чугуеве, неподалеку от Харькова в семье военного поселянина. В детские и юношеские годы будущий художник испытывал нужду и лишения. Как и многие дети военных поселян, Репин поступил в военную школу, на отделение топографии. Именно там впервые проявилась его страсть к рисованию. Однако мальчику повезло, потому что отделение было вскоре закрыто. Тогда по настоятельной просьбе мальчика отец отдал его в ученики к иконописцу Бунакову.

Почти четыре года Илья проработал в артели художников, где занимался писанием икон и реставрацией старинных иконостасов. Но он мечтал о большем. Скопив 100 рублей от церковных заказов, в 1863 году молодой художник едет в Петербург. Но поступить в Академию художеств ему не удается, поскольку он не знал классического рисунка. Тогда Репин решил поступить в частную рисовальную школу, где преподавал И. Н. Крамской. Вскоре тот заметил талантливого юношу, пригласил его к себе в гости. С тех пор И. Н. Крамской стал его другом и наставником на долгие годы и сыграл огромную роль в жизни Репина.

По рекомендации Крамского через два месяца Репин был принят вольнослушателем в академию. В конце первого курса за картину "Плач Иеремии на развалинах Иерусалима" он получил высшую оценку и стал студентом академии.

В 1872 году, после окончания Академии художеств, за программную работу "Воскрешение дочери Иаира" Репин получил Большую золотую медаль академии и право на 6-летнее обучение в Италии и Франции.

В мае 1873 года художник уезжает за границу как пенсионер Академии художеств. Он едет вместе с женой и маленьким ребенком — первой дочерью Верой. Женился Репин в феврале 1872 года, его избранницей сала Вера Алексеевна Шевцова.

Около трех лет И. Ф. Репин провел в Париже. Он не в восторге от современного искусства и выражает это в письме к Стасову: "Учиться нам здесь нечему… у них принцип другой, другая задача, миросозерцание другое". Художник пишет этюды парижского предместья, уличные сцены, портреты (в частности И. С. Тургенева), задумывает и выполняет большую картину "Парижское кафе".

В 1876 году Репин пишет портрет жены, в сером платье и черной шляпке со страусовым пером. Облик Веры Алексеевны полон изящества. В ее туалете чувствуется парижский вкус.

В том же году Репин возвращается в Россию. Он с семьей едет в Чугуев, в свои родные места. Из работ этого периода выделяются этюд "Мужичок из робких" (1877) и портрет "Протодьякон" (1877). Эти работы были выставлены Репиным на VI Передвижной выставке в 1878 году.

Летом 1878 года Репин проводит в Абрамцеве у Мамонтовых. Он еще не раз бывал здесь с семьей, много работал, писал портреты, в частности, самого Мамонтова и его супруги, пейзажи и натюрморты.
С переездом в Москву у Ильи Ефимовича проявляется интерес к русской старине. В результате появляется картина "Ратник ХVII века" (1879), а вскоре и более значительная картина "Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре" (1879).

В 1885 году Репин завершает одну из самых известных картин "Иван Грозный и сын его Иван". Жена великого химика Менделеева вспоминает: "Никогда не забуду, как раз неожиданно Илья Ефимович пригласил нас в мастерскую. Осветив закрытую картину, он отдернул занавес. Перед нами было "Убиение Грозным сына". Долго все стояли молча, потом заговорили, бросились, поздравляли Илью Ефимовича, жали руку, обнимали".

Не менее известно полотно "Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану" (1878—1891). 12 лет работал Репин над историческим полотном, запечатлевшим свободолюбивых людей, в ней он воплотил возвышенный дух запорожской вольницы. Картина имела успех и была приобретена за очень высокую цену — 35000 рублей. Цена была настолько большой, что даже Третьяков был не в состоянии ее купить. Картину приобрел Александр III.

Конец восьмидесятых — тяжелые годы для Репина. В 1887 году он расходится с женой. С ним остаются две старшие дочери Вера и Надя, а младшую Таню и сына Юрия берет мать. В этом же году Илья Ефимович уходит от передвижников, обвиняя Товарищество в бюрократизме. В 1888 году он возвращается, но в 1890 году окончательно покидает Товарищество, не соглашаясь с изменением его Устава.

В результате всех этих переживаний, душевной тоски, творческого перенапряжения предыдущих лет здоровье Репина пошатнулось. Он пишет 7 марта 1889 года Н. В. Стасовой: "У меня просто переутомление, должно быть, всех нервов: почти работать не могу… Только мысли мрачные вследствие недомогания. Думаешь умрешь, и все останется недомалеванным".

Сильная усталость Репина тянула его на лоно природы, а обладание большой суммой денег после продажи "Запорожцев" дает ему возможность приобрести благоустроенное имение Здравнево в Витебской губернии, на берегу Западной Двины. Некоторое время Репин увлекается новым своим положением — занимается пристройкой к дому мастерской и другими хозяйственными делами. Отдохнувший художник в 1892 году создает прекрасный портрет дочери Веры — "Осенний букет" и дочери Нади в охотничьем костюме с ружьем.

Репин вошел в историю как крупнейший художник-портретист. Он создал целую галерею портретов своих современников: М. П. Мусоргского (1881), А. Г. Рубинштейна (1881), В. И. Сурикова (1885), Д. И. Менделеева (1885), М. И. Глинки (1887), И. Н. Крамского (1882), П. М. Третьякова (1883), Л. Н. Толстого (1893), В. М. Бехтерева (1913) и др.

За каждым изображением стоит незаурядная личность. И. Э. Грабарь справедливо замечает, что "такой потрясающей портретной галереи, какую оставил нам Репин, не было создано никем".
Он писал портреты быстро, иногда видя свою модель урывками, писал даже по памяти, как, например, Льва Толстого, лежащего под деревом.

В 1901 году Илья Ефимович приступает к работе над грандиозным (4,62 х 8,53 метра) групповым портретом "Торжественное заседание Государственного совета". В работе над картиной Репину помогали его ученики Кустодиев и Куликов.

Художник дал блестящее по силе обобщения изображение правящей верхушки России.

В 1899 году Репин сочетался вторым браком с Натальей Борисовной Нордман-Северовой. Через год он переехал жить к ней на дачу "Пенаты" в местечке Куоккала на Карельском перешейке, в двух часах езды от Петербурга. До 1907 года Илья Ефимович иногда бывает в своей мастерской под Петербургом, а затем безвыездно живет в "Пенатах". В его дом каждую среду съезжались гости. Здесь читали свои произведения Л. Андреев, М. Горький, В. Короленко, пел Ф. Шаляпин, приезжали В. Бехтерев и И. Павлов.

Наталья Борисовна организовала такой порядок жизни, чтобы Репину можно было спокойно работать. Она умерла в 1914 году от туберкулеза.
После Октябрьской революции Куоккала оказывается за пределами нового советского государства. Репин так больше и не вернулся в Россию. Он умер в "Пенатах" 29 сентября 1930 года.