О картине О художнике Материалы Галерея

Серия офортов "Минское гетто"
(1950-1970-е гг.)

С наступлением Великой Отечественной войны в жизнь Лазаря Рана ворвалась трагедия. Вернувшись в 1944 г. в Минск, художник узнает о гибели своей семьи, всех родных, оставшихся в городе в Минском гетто. Незаживающая рана не дает покоя, и в середине 50-х годов он начинает работать над серией офортов "Минское гетто", которая продолжается около 20 лет. Каждый лист рождался в творческих муках. Ужасные сцены жизни в гетто, которых он не видел, но странным образом ощущал через эмоциональные связи с умершими, график выцарапывал миллиметр за миллиметром на металле по мягкому лаку. Ран создавал все новые и новые версии, неоднократно возвращаясь к одной и той же композиции, стремясь добиться максимальной четкости и технического совершенства.

Серия офортов "Минское гетто" состоит из 17 листов. Каждый из них воспринимается как отдельный рассказ или новелла со своим сюжетом и законченной композицией, а в целом – это мощное эпическое полотно, в котором черно-белым языком графики художник столь эмоционально представляет зрителю своих героев, что порой, кажется, слышен голос его, полный горя и скорби.

Все листы серии по тематике условно можно разделить на несколько групп. "Ад", "В "малине"", "Счастливчик", "Умалишенная". Они отражают повседневную жизнь в гетто, наполненную страхом, гибелью близких и надеждой. Кроме постоянной угрозы физического уничтожения, люди гибнут от голода, холода и болезней.

Жуткой трагедией веет от листов "Счастливчик" и "Умалишенная". Не только взрослые, но и дети в гетто уже привыкли к виду смерти, и мальчик, который склонился к матери, держащей горячую свечу над его умершим отцом, не удивлен произошедшим. Тот, кто умер, счастливее тех, кто пока остался в живых. Как и молодая красивая женщина, лишившаяся рассудка и не понимающая трагизма всего происходящего вокруг.

Но люди в гетто не только ждали смерти – они сопротивлялись гибели. Сопротивление – это не только борьба с оружием в руках, но и несломленный дух людей, чего фашисты опасались больше всего. Недаром в первые же дни оккупации Минска они постарались уничтожить интеллигенцию города, понимая, что именно эти люди, обладающие высокой духовной силой, могут возглавить сопротивление.

"Поэт", "Философ" и "Музыкант" – обобщенные образы, сильные своей внутренней свободой, несмотря на всю трагичность нахождения в гетто. Особенно поражает несломленный дух Поэта, читающего свои стихи.

Глубокое проникновение во внутренний мир персонажей характеризует все листы серии и позволяет почувствовать личностное отношение художника. Особенно это проявляется в офортах, посвященных детям.

Герой листа "За колючей проволокой" напоминает сына художника Саула, погибшего в гетто. Мальчик 8-10 лет с недетской тоской смотрит через колючую проволоку на недоступный для него мир свободы.

Пожалуй, ни в одной из работ серии так не звучит антивоенная тема, как в листе "Птички". На переднем плане две вороны, которые заняты своим делом – клюют что-то на земле. На них с интересом смотрит маленький мальчик, опираясь, чтобы лучше было их видно, на труп лежащей рядом матери. Он не понимает еще, что его мать погибла…

Один из центральных листов серии – "У Ямы". Художник так увидел события, произошедшее 2 марта 1942 года, когда в Яме, находящейся на территории гетто, были расстреляны около пяти тысяч человек – стариков, женщин, детей. Обнаженные женские тела через несколько мгновений будут сброшены в Яму, как тысячи других. Женщины прощаются с жизнью, со своими детьми…

Сам художник говорил: "Моя главная тематика – Минское гетто, еврейские типы, представители еврейской литературы…".

Произведения Лазаря Рана о Минском гетто, наполненные драматизмом, экспрессией, душевной болью, гневно осуждающие геноцид – достойный памятник тысячам погибшим узникам.

В 1979 г. при содействии немецкой художницы Лии Грундик альбом Рана из 17 гравюр был приобретен Дрезденской картинной галереей.