О картине О художнике Материалы Галерея
Проникнувшись верой в пророческую роль художника, в возможность с помощью искусства преобразить человечество, нравственно усовершенствовать его, Александр Иванов в своём творчестве стремился осмыслить основные вопросы бытия человека, выдвинуть значительные философские и моральные проблемы. Понимая, что глобальная тема требует новой адекватной формы воплощения, художник, находясь в Италии, начал серьезно изучать религиозную живопись Джотто и мастеров Возрождения: Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Фра Анджелико, Леонардо да Винчи. Он хотел понять, как выдающиеся мастера прошлого воплощали великие идеи.
Жизненным подвигом художника, в результате осмысления Евангелия, стала многолетняя работа над огромной картиной "Явление Христа народу" (1837—1857, Третьяковская галерея).
Используя евангельский сюжет, изображая сцену крещения и момент, когда Иоанн Креститель возвещает о явлении Христа, художник рассматривал легендарное событие как реальное, историческое, основное содержание которого — духовный переворот в жизни угнетённого человечества, начало его освобождения и нравственного возрождения.
На огромном полотне площадью сорок с половиной квадратных метров разворачивается сцена крещения народа Иоанном Крестителем, взятая из Евангелия от Иоанна. Несколько переосмыслив сюжет, Иванов делает акцент на первом явлении Христа народу, проповеди Крестителя и на восприятии происходящего разными группами персонажей картины. Толпа собравшихся на берегу Иордана людей развернута перед зрителями в виде фриза. Этот традиционный академический прием дает возможность внимательно изучить особенности каждого образа, его роль в картине и понять суть взаимоотношений различных композиционных элементов произведения.
Иванов, берясь за кисть, руководствовался лишь общей идеей будущего произведения. Работая над эскизами, живописец слой за слоем словно совлекал покровы с замысла, проходя долгий и томительный путь исканий, исправлений в создании совершенной формы воплощения своей идеи. Во многом этим объяснялась длительность над произведением.
В процессе работы над картиной было создано большое число эскизов, различных вариантов композиции, множество этюдов с натуры, как в связи с работой над отдельными образами, так и для пейзажного окружения. Создавались и так называемые «ансамбли» — отдельные группы фигур, прорабатывались всевозможные детали — вплоть до изображения рук и ног в различных положениях. Это была титаническая работа, требовавшая напряжения всех духовных и физических сил, методичности и огромного терпения. Особенно много внимания уделялось поискам определенных человеческих типов, достижению наибольшей выразительности внешнего и внутреннего облика многочисленных персонажей картины.
При собирании подготовительного материала для картины Александр Иванов не шел проторенными путями. Но более всего его привлекали человеческие типажи, особенно типы евреев, необходимые для воплощения темы из библейской истории. В поисках персонажей будущей картины Иванов стал частым гостем в еврейском квартале Рима, располагавшемся неподалеку от театра Марцелла. Известно, что в Риме, на знаменитой Испанской лестнице в ожидании клиентов собирались профессиональные натурщики. Они могли принять любую позу в соответствии с замыслом художника. Их услугами охотно пользовались коллеги мастера. Художник посещал синагоги, а в летнее время на берегу моря наблюдал за купанием богатых еврейских негоциантов. Также посещал Ливорно, Перуджу, Пизу и Синигалию в поисках натуры. Известно, что Андрей Иванов находился в тесной дружбе с Николаем Васильевичем Гоголем, с которого писал одного из персонажей своей картины. Одновременно он делал, как известно, этюды с античных статуй и продолжал изучение произведений Рафаэля, Тициана, Веронезе, а также искусства Проторенессанса. Не забывал Иванов и о Пуссене, хорошо знакомом ему еще по Академии. Все это творчески переосмысливалось, что само по себе уже было принципиально новым.
Новаторские живописные поиски Иванова проявились и в стремлении изобразить обнаженное человеческое тело на открытом воздухе, передать изменения цвета кожи в зависимости от освещения, воссоздать широкое и глубокое пространство, наполненное светом и воздухом. Вместе с запечатлением сложнейших переживаний разных по возрасту и характеру людей это нашло свое выражение на его огромном полотне, свидетельствуя о больших реалистических достижениях. Последние особенно ярко сказались в его многочисленных натурных этюдах, отличавшихся особой свободой и смелостью.
Важнейшую роль в картине играет пейзаж. Не сумев побывать в Палестине, где происходило евангельское событие, художник воспроизвел природу Римской Кампаньи с характерным ярким и контрастным итальянским освещением. Он нашел в окрестностях Рима городок Субиако, который своим расположением на высокой каменистой горе мог походить на города Палестины.
Иванов каждое лето работал в окрестностях Рима или Неаполя. Наибольшей яркостью и полнотой художественного выражения отличаются пейзажи второй половины 1840-х и начала 1850-х годов. Новаторский характер этих произведений уже давно признан исследователями.
Большинство пейзажей Иванова было задумано и начато в связи с работой над картиной «Явление Христа народу», однако даже те из них, в которых связь с картиной очевидна, обладают вполне самостоятельной эстетической ценностью.
Многие пейзажные этюды уже в процессе их создания переросли свое первоначальное служебное назначение, превратившись в законченные картины; другие же, как, например, знаменитая «Аппиева дорога при закате солнца», мыслились художником как самостоятельные произведения.
Произведение «Явление Христа народу» свидетельствовало о высоком гуманизме и величии духа русского художника. Это был страстный, выраженный на языке живописи призыв художника-гуманиста к человеческому разуму и общественной совести, особенно ценными в эпоху подавления в России всякого свободомыслия и человеческого достоинства. По замыслу Иванова, его картина и в эстетическом отношении должна была быть совершенной, воплощать лучший опыт искусства предшествующих эпох и открывать путь в будущее.
Работая над полотном около двадцати лет, художник постепенно охладевал к самой идее своего детища. Он начинал работу над картиной с пафосной мыслью о том, что в явлении Мессии и в обращении к Христу заключен залог нравственного совершенствования и духовного спасения человечества. Но в процессе работы художнику открылась печальная истина, что времена простодушного упования на Спасителя и неведения зла безвозвратно прошли, а конфликты в мире нельзя разрешить с помощью одной веры. В результате картина так и осталась незаконченной.
Между тем срок его двадцативосьмилетнего пребывания в Италии подходил к концу, предстояло возвращение на родину.
Перед отправкой полотна Александр Иванов открыл двери студии для посторонних. Выставка картины «Явление Мессии», так ее называли тогда в Риме, обратила на себя значительное внимание. В течении десяти дней в ателье живописца толпился народ.
Без посторонней помощи, без поддержки официальных кругов упаковать картину и трансформировать ее было невозможно. Александр Иванов решил следовать за своей картиной, поэтому его путешествие из Рима в Петербург было непростым и хлопотным делом.
Холст был снят с подрамника, свернут на специальный вал и помещен в ящик. Задержавшись в Риме, художник прибыл в морской порт позднее своего багажа. Когда лодка доставила художника на французский пароход, он обнаружил, что картину не погрузили. Именно в этот момент ее спускали с парохода. Ящик с картиной не вошел в трюм, и поэтому Иванову пришлось брать разрешение, для того, чтобы оставить ящик с картиной на палубе. Начался многодневный, полный опасностей путь. Корабль попал шторм. Пережив волнения стихии, художник столкнулся с бюрократическими препонами: в Марселе начались таможенные неприятности. При отправке ящика из Парижа опять возникли затруднения — не нашлось вагона, куда бы он вошел. Иванов нанял комиссионера и вручил ему дальнейшее сопровождение груза. Пробыв краткое время в Париже, мастер прибыл в Гамбург и не обнаружил там своей картины. Судьба колоссального труда было под угрозой. Наконец груз прибыл. Но художник во время вояжа через Германию тяжело заболел и вынужден был задержаться там для консультации с врачами, а в петербургской печати уже появилось сообщение о скором прибытии «важнейшего произведения русского искусства».
Картина была выставлена сначала в Зимнем дворце, а затем и в Академии художеств. Одновременно с «Явлением Мессии» в Зимнем демонстрировалась гигантская баталия французского художника Адольфа Ивона «Куликовская битва», которая почти затмила полотно Иванова.
Труд всей жизни художника, которому он отдал более 20 лет, встретили холодно. В столице появились слухи, что царь Николай II хочет дать за картину вместо предполагавшихся тридцати тысяч только десять или даже восемь. От бессмысленных хлопот, равнодушия и унижения художник безмерно устал. После очередной поездки ко двору, в Петергоф, где его не соизволили принять, он слег. Три дня спустя, 3 июля 1858 года, он скончался от холеры в доме своих друзей братьев Боткиных. Словно в насмешку, через несколько часов после смерти живописца явился посыльный с конвертом из придворной конторы и уведомил, что царь приобретает картину за 15 тысяч и милостиво жалует Иванову орден Святого Владимира.
В 1862 году открылся Московский Публичный Румянцевский музей, располагавшийся в здании Пашкова дома. Это был музей, целиком состоящий только из подаренных произведений. По высочайшему повелению императора Александра II полотно кисти А. А. Иванова было передано туда. Оно экспонировалась в зале второго этажа и вместе с этюдами, рисунками и изображениями самого художника занимало четыре зала.
Более шестидесяти лет находилась картина Иванова в Пашковском доме. В 1925 году вышло постановление о «ликвидации Картинной галереи бывшего Румянцевского музея» и организации в том же здании Музея книги. Все живописные произведения передавались в фонды Государственной Третьяковской галереи. Однако, разместить ивановское полотно такого размера в тесных помещениях галереи было невозможно, и решено было пристроить специальный зал. На некоторое время картина и этюды оставались в залах Библиотеки им. В. И. Ленина. Так завершилась многотрудная «одиссея» картина кисти Александра Андреевича Иванова.
Художник исполнил более 600 этюдов и эскизов, включая рисунки. Эти этюды явились замечательной школой реализма и для последующего поколения художников. Картина "Явление Христа народу" осталась в истории русского искусства замечательной школой углублённой работы над натурой, над различными компонентами картины.