ВИРТУАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ - ПЕРСОНАЛЬНЫЕ
Літаратурная спадчына
Адамовіч, А. Апакаліпсіс па графіку / Алесь Адамовіч ; пераклад з рускай мовы М. Тычыны. — Мінск : Беларусь, 1992. — 159 с. — (Плошча Свабоды).
Алесь Адамовіч адным з першых павёў штурм саркафага лжы, які пачаў узводзіцца над Чарнобылем ці не адразу пасля аварыі. Праз барыкады "дзяржаўных інтарэсаў", езуіцкія "навуковыя" супакойванні, цэнзурныя лабірынты пісьменнік прарываецца да кіраўнікоу краіны і рэспублікі, да сусветнай грамадскасці, са словамі болю нястомна біў у набат чарнобыльскай трагедыі.
Аварыя — выпадак ці заканамернасць? Хто вінаваты? Што рабіць? Пра гэта — страсны роздум аўтара — народнага дэпутата СССР.
Адамович, А. Асия. Последний отпуск : повести / Алесь Адамович. — Минск : Мастацкая літаратура, 1975. — 192 с. : ил.
"Асия" — это история одной любви, повесть о непростом человеческом таланте "делать друг друга счастливее".
Повесть "Последний отпуск" о том, как врач-онколог, проверяя некоторые свои гипотезы, производит опасный медицинский эксперимент над собой.
Адамовіч, А. М. Беларускі раман : станаўленне жанра / А. М. Адамовіч. — Мінск : Выдавецтва АН БССР, 1961. — 290 с.
У гэтай рабоце на канкрэтным матэрыяле прасочваецца шлях беларускага рамана да жанравай сталасці, ідэйна-мастацкае ўзбагачэнне яго, па-новаму асвятляюцца і ацэньваюцца многія творы беларускай прозы за ўвесь перыяд яе развіцця.
Адамовіч, А. Блакадная кніга / А. Адамовіч, Д. Гранін ; пераклад з рускай мовы М. Дубянецкі. — Мінск : Мастацкая літаратура, 1985. — 524 с. : 32 л. іл.
"Блакадная кніга" — гэта кніга пра трагічныя дні ленінградскай блакады, бяспрыкладную мужнасць і стойкасць абаронцаў горада на Няве, якія засталіся ў неймаверна цяжкіх умовах сапраўды савецкімі людзьмі, адданымі Радзіме.
Аўтары, працуючы над кнігай, выкарыстоўвалі дзённікі і расказы ленінградцаў, што перажылі блакаду.
...Мы завяршылі сваю доўгую працу з дзіўным пачуццём, усё з тым самым неадступным пытанием: навошта, дзеля чаго ажывілі мы гэтых даўно зпікшых людзей, іх даўнія пакуты і боль? Мы шмат разоў адказвалі сабе на гэта пытанне і да канца ўсё-такі не ведалі адказу, але ў адным мы пераканаліся: гэта неабходна было зрабіць. Усё гэта было, і людзі, што жывуць, павінны пра гэта ведаць.
Адамовіч, А. Венера, або Як я быў прыгоннікам : [аповесць] / Алесь Адамовіч ; [пераклаў з рускай мовы М. А. Тычына]. — Мінск : Попурри, 2015. — 239 с. — (Мая беларуская кніга).
У аповесці Алеся Адамовіча "Венера, або Як я быў прыгоннікам" шмат аўтабіяграфічнага, аўтарскага. У споведзі безыменнага героя разгортваецца кароткае жыццё Венеры Станкевіч, паказваецца яе трагедыя, што ў асноўным паўтарае трагедыю беларусаў.
Для шырокага кола чытачоў.
Адамович, А. Война и деревня в современной литературе / Алесь Адамович. — Минск : Наука и техника, 1982. — 199 с.
Общепризнано, что наиболее значительные нравственные проблемы решаются сегодня в "военной" и "деревенской" прозе. В ней имеются и наибольшие эстетические достижения. Подтверждается истина, которой всегда руководствовалась великая классическая литература: лишь глубоко пережитое вместе со своим народом питает нравственную и эстетическую мощь литературы.
В книге на материале произведений современных русских и белорусских писателей С. Залыгина, В. Астафьева, В. Распутина, И. Мележа, Я. Брыля, В. Быкова, И. Чигринова, В. Козько и других с привлечением классической литературы и прежде всего Толстого, Достоевского, Горецкого, Чорного анализируются, оцениваются пути развития современной литературы.
Книга рассчитана на специалистов-литературоведов и преподавателей вузов, а также на широкую читающую публику, студентов, учащихся.
Адамович, А. Выбери — жизнь : литературная критика, публицистика / Алесь Адамович. — Минск : Мастацкая літаратура, 1986. — 415 с.
В книгу известного белорусского прозаика, литературоведа, критика и публициста, лауреата Государственной премии БССР Алеся Адамовича вошли статьи, опубликованные в последние годы в журналах "Новый мир", "Вопросы литературы", "Октябрь", "Дружба народов" и др.
Посвящены они насущным проблемам времени: литература в борьбе за мир, нравственное содержание советской литературы. Статьям автора присущи новизна мысли, живость изложения, живой, образный язык.
Адамович, А. М. Додумывать до конца : литература и тревоги века / Алесь Михайлович Адамович. — Москва : Советский писатель, 1988. — 496 с.
Робость мысли, половинчатость подходов к острым проблемам современности — нетерпимы в наше тревожное время. Таков пафос новой книги А. Адамовича, писателя смелых поисков.
На материале "деревенской", "военной" прозы (В. Распутип, С. Залыгин, В. Быков, Ч. Айтматов, Ф. Абрамов, И. Друцэ, Я. Брыль, В. Козько), с использованием опыта коллективной работы над документальными книгами о трагедии белорусских деревень в годы войны, автор ведет открытый разговор с читателями о новом мышлении — требовании самой жизни.
Адамович, А. Избранные произведения. В 2 т. Т. 1. : романы / Алесь Адамович. — Минск : Мастацкая літаратура, 1977. — 592 с. : ил.
Путь Адамовича и его ровесников к книгам о войне был не прост и не прям. Молодые люди, которые так страстно хотели рассказать о пережитом на фронте, что, может быть, именно поэтому и выбрали для себя литературное поприще, медлили с нишами о самом главном, что было в их жизни.
Роман-дилогия Алеся Адамовича "Война под крышами" и "Сыновья уходят в бой" — широкое повествование о том, как день за днем, ночь за ночью, в муках, страданиях, в жестокой борьбе и в постоянных тревогах за детей и судьбу Родины продолжалась жизнь в оккупированной фашистами Белоруссии.
Адамович, A. M. Имя сей звезде Чернобыль / Алесь Михайлович Адамович. — Минск : Ковчег, 2006. — 544 с. : ил.
Алесь Адамович, замечательный белорусский писатель и публицист, одним из первых в мире реально осознал и оценил масштабы крупнейшей техногенной катастрофы XX века, ее последствия для судеб и его родной земли, и нашей такой небольшой планеты.
Чернобыльская беда, обрушившаяся на Беларусь, а именно она пострадала от случившейся аварии более всего, — это личная трагедия писателя, боль, пропущенная через его сердце.
К сожалению, опасность развязывания атомной войны, которая в 80-е гг. также очень тревожила писателя, и сегодня еще не снята с повестки дня, ядерное оружие расползается по планете.
Вот почему сборник произведений Алеся Адамовича, и художественных, и публицистических, в которых затрагивается тема Чернобыля, тема взаимоотношений человека и Атома, человека и Бомбы, так актуален и сегодня.
Адамович, А. Каратели : Радость ножа, или Жизнеописания гипербореев / Алесь Адамович. — Минск : Мастацкая літаратура, 1981. — 208 с. : 12 л. ил.
Художественно-публицистическая книга о бесчеловечной философии фашизма, о его звериной сущности. В центре событий — кровавые действия батальона гитлеровского карателя Дирлевангера на территории временно оккупированной Белоруссии.
Адамович, А. Мы — шестидесятники : эссе, публицистика / Алесь Адамович. — Москва : Советский писатель, 1991. — 480 с.
Книга А. Адамовича прекрасно отражает не только его работу — литературного критика и общественного деятеля — в канун перестройки и в ее разгар, но и служит своего рода публицистической хроникой важнейших идей и настроений этого времени, их нарастания и развития.
Да, слишком многое зависит от перестройки и всего, что волнует в связи с этим наше общество. Настолько волнует, что мы склонны уже "не тратиться" на мысли и переживания, которыми жили в дни Карибского кризиса или "першинговой" горячки. А тут еще экология: и без бомбы планета может обезлюдеть!
И тем не менее все это — неделимые стороны одной важнейшей проблемы — нашего общего выживания: вопросы войны и мира в ядерный век, перестройка, экология.
По этим направлениям и выстроена книга.
Адамович, А. Отвоевались! / Алесь Адамович. — Москва : Молодая гвардия, 1990. — 256 с.
Книга публицистики Алеся Адамовича посвящена глобальным проблемам нашего времени, с решением которых связана судьба человечества, планеты: поиски путей к разоружению, экологическая угроза и в том те ряду — перестройка, от успехов которой столь многое зависит. Кроме того писатель делится своими мыслями о литературе, о своем житейско-творческом опыте.
Адамович, А. М. Партизаны : роман-дилогия / Алесь Михайлович Адамович. — Москва : Воениздат, 1980. — 571 с. — (Школьная библиотека).
Это широко известные романы о белорусских партизанах: "Война под крышами" и "Сыновья уходят в бой". На истории семьи Корзунов автор показывает, как в годы Отечественной войны поднялся на борьбу с фашистскими захватчиками советский народ, как мужественно защищал он завоевания Октября.
Советские люди, оставшиеся на временно оккупированной врагом территории, не хотели быть в стороне от борьбы. Вскоре мать Александра Адамовича установила связь с партизанами, стала снабжать их медикаментами. Потом получили задание партизанского командования и ее сыновья.
В начале 1943 года, когда полиция и немцы начали подозревать их в связи с партизанами, они все ушли в лес, в отряд и оставались там до соединения с передовыми частями Красной Армии, освобождавшей Белоруссию.
В отряде Александр Адамович познал жизнь и быт партизан, испытал холод и голод, участвовал в налетах на немецкие гарнизоны, в прорывах из вражеского окружения, выходил из леса, подожженного карателями, пережил смерть товарищей, павших в бою или замученных врагом.
События войны, людские судьбы глубоко запали в душу подростка. Обо всем этом он расскажет в своих произведениях.
Адамович, А. М. Прожито : [автобиографические рассказы и повесть] / Алесь Михайлович Адамович. — Москва : СЛОВО/SLOVO, 2001. — 272 с.
И о будущем автор почти не пишет. А уж как о нем заботился как хлопотал все годы юности и политической зрелости! Может быть, именно потому, что, как уже сказано, живем-то мы сообща, а умираем в одиночку? У одиночки же на пороге жизни своего будущего нет. Свое только прошлое, а будущее — уже все чужое, какой бы политический темперамент и общественный инстинкт не руководил нашими поступками там, на дальних подступах к "последней черте", как ее называет Адамович.
В первый посмертный сборник Алеся Адамовича (1927-1994) вошли автобиографические рассказы и повесть.
Адамович, A. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 1. Война под крышами. Сыновья уходят в бой : дилогия / Алесь Адамович. — Минск : Мастацкая літаратура, 1981. — 622 с. : 4 л. іл.
Роман-дилогия Алеся Адамовича "Война под крышами" и "Сыновья уходят в бой" повествует о жестокой борьбе и жестоких муках, через которые прошел народ республики-партизанки в годы фашистской оккупации, когда каждый дом советского патриота был солдатским окопом. А в этих окопах — женщины, дети..
Выход в свет четырехтомного собрания сочинений Алеся Адамовича — итог более чем двадцатипятилетней активной творческой деятельности, страстного раздумья о жизни и литературе одного из видных литераторов Советской Белоруссии, художника слова, в творчестве которого воедино слиты глубоко философская интеллектуальность и ярко впечатляющее художественное чувство.
Адамович, А. М. Сыновья уходят в бой : роман-дилогия / Алесь Михайлович Адамович ; предисловие М. Тычины. — Москва : Молодая гвардия, 1987. — 588 с. : ил. — (Библиотека юношества).
Книга белорусского писателя рассказывает о героической и трагической судьбе подпольщицы, партизанки, идущей навстречу смертельной опасности вместе со своими детьми. Она — и боец, и всегда — мать. Мать не только своим сыновьям, но и всем, кто вместе с ними, у кого война отняла тепло и ласку близких. Автор передает не придуманную сложность жизни и борьбы на оккупированной белорусской земле, где героическое и будничное было неповторимо переплетено.
Адамович, А. Три повести / Алесь Адамович ; послесловие И. А. Дедкова. — Москва : ДОСААФ, 1988. — 55с.
В новую книгу известного советского писателя вошли произведения, всей своей гуманистической сутью призывающие к миру на земле, разоблачающие преступность милитаристских устремлений.
"Хатынская повесть" — это выросшее из документов, из реальных впечатлений, рассказов очевидцев художественное слово о трагедии сотен и тысяч деревень, в которых фашисты творили невиданные зверства. Это повесть о силе человеческого духа, о сопротивлении советских людей оккупантам в годы Великой Отечественной войны.
"Каратели" — художественно-документальное повествование о бесчеловечной философии фашизма, о его звериной сущности.
"Последняя пастораль" — это повесть-предостережение против ядерной войны, губительной для всего человечества.
Адамовіч, А. Хатынская аповесць / Алесь Адамовіч ; [прадмова М. А. Тычыны]. — Мінск : Мастацкая літаратура, 1989. — 237 с. : іл. — (Школьная бібліятэка).
Аповесць, якая нарадзілася з дакументаў, рэальных уражанняў, аповедаў сведак трагедыі тысяч беларускіх вёсак, у якіх фашысты чынілі свае зверствы, — гэта аповесць пра сілу чалавечага духу, аповесць-папярэджанне ў наш трывожны час, калі чалавецтва наблізілася да той бездані, якая можа паглынуць ўсё жывое.
У кнігу ўключана і асобная антываенная публіцыстыка пісьменніка.
Адамович, А. Хатынская повесть. Каратели : повести / Алесь Адамович. — Минск : Мастацкая літаратура, 2004. — 446 с.
В книгу известного белорусского писателя Алеся Адамовича (1927—1994) вошли "Хатынская повесть" и повесть "Каратели", посвященные Великой Отечественной войне и написанные на документальном материале.
В Белоруссии фашисты уничтожили более 9200 деревень. Более чем в 600 из них убиты или сожжены почти все жители, спаслись единицы.
Адамович, А. М. Я из огненной деревни... / А. Адамович, Я. Брыль, В. Колесник. — Мінск : Мастацкая літаратура, 1977. — 464 с. : ил.
Это — книга-документ, в которой собраны записанные авторами свидетельства уцелевших жителей из сотен белорусских деревень, сожженных фашистами вместе с людьми. Про фашизм человечество знает, кажется, все. Пепел миллионов жертв его стучится в сердца людей. И все же кое-где пытаются снова и снова обелить эту чуму XX века — в глазах новых поколений, которые сами не пережили ужасов второй мировой войны. Однако есть она, живет народная память — неподкупная память о фашизме гестаповском, концлагерном, хатынском. Суд народов не закончился в Нюрнберге. Он продолжается — в памяти народной. Суд этот необходим не только во имя исторической справедливости. Он живым нужен. Тем, кому угрожают будущие "фюреры". Неспроста говорится, что тот, кто не помнит своего прошлого, осужден пережить его снова. Хатыни — деревни, сожженные, убитые вместе с людьми, — горячая, жгущая болью и гневом правда и память Беларуси. Жителям свыше двухсот наших разрушенных в войну городов и более девяти тысяч сожженных деревень, многие сотни которых уничтожены вместе с людьми, — есть, что сказать всему миру. Не только о том фашизме, который видели и другие страны, но и о том, который они увидели бы, если бы фашистам удалось приступить к "окончательному урегулированию в Европе"...
Алесь Адамовіч = Алесь Адамович / Складальнік Уладзімір Андрэевіч Бойка ; фото: Я. Ф. Коктыша и др. — Мінск : Беларусь, 1989. — 88 c.