Климовичский район

Климовичский район расположен на юго-востоке Могилевской области, граничит с Хотимским, Костюковичским, Краснопольским, Чериковским, Кричевским районами Могилевской области и с Ершичским, Шумячским районами Смоленской области Российской Федерации.

Административный центр района – г. Климовичи. Впервые упоминается в исторических документах в 1581 г. как небольшое поселение в Мстиславском воеводстве Великого Княжества Литовского. В 1781 г. утвержден герб города: золотая пчела в голубом небе с двуглавым орлом и царской короной.

В 1804 г. в г. Климовичах был найден клад: 1815 бронзовых и серебряных денариев первых римских императоров. Это самый крупный клад, найденный на территории Беларуси.

Район образован в 1924 г.

Историко-культурный потенциал Климовичского района представлен объектами архитектуры: дворец князей Мещерских, Свято-Михайловская церковь.

Обряд "Закліканне дажджу" включен в Государственный список объектов историко-культурных ценностей Республики Беларусь в качестве духовных нематериальных ценностей.

Имидж г. Климовичи как привлекательного туристического региона формирует и международный фестиваль детского творчества "Золотая пчелка", ставший туристическим брендом Климовичского района.


image/svg+xml Могилевская область
Горецкий район
Дрибинский район
Мстиславский район
Шкловский район
Круглянский район
Белыничский район
Кличевский район
Осиповичский район
Глусский район
Бобруйский район
Кировский район
Быховский район
Могилёвский район
Чаусский район
Чериковский район
Кричевский район
Климовичский район
Хотимский район
Костюковичский район
Краснопольский район
Славгородский район

Обряд "Закліканне дажджу"

Республика Беларусь, Могилевская область, Климовичский район, деревня Старый Дедин

Традиция зазывания дождя в засушливый период бытует только в д. Старый Дедин Климовичского района. Обряд, в котором участвуют только женщины, имеет яркую локальную специфику и является частью традиционной культуры этой местности.

"Закліканне дажджу" не имеет конкретной даты проведения, потому что проводится только в периоды отсутствия дождей, когда на полях гибнет урожай. Обряд был зафиксирован и основательно изучен в 2012 г. во время экспедиционных выездов специалистов по этнографии и фольклору.

Во время засушливого лета женщины, идущие с работы, договаривались "перепахать" реку. Они брали соху, кнут и собирались у реки. Прочитав молитву "Отче наш", крестились и говорили: "Дай, Госпадзі, дапамажы, Госпадзі, прынясі нам хмары, арашы зямельку, напаі травы, поле, лясы, дай жыцця нашай зямельцы, каб дабрадатным урадзіла і ўсіх накарміла…" и "перепахивали" реку. Местные жители верили, что в основе таких обрядовых магических действий находится защитная магия от засухи.

Обряд "Закліканне дажджу" является одним из немногих, сохранившихся в живом бытовании, с древних времен до нашего времени. Сейчас он существует благодаря инициативе местного сообщества женщин – участниц фольклорного ансамбля "Астрянка" Стародединского сельского клуба.

В качестве духовных нематериальных ценностей обряд "Закліканне дажджу" в 2016 г. включен в Государственный список объектов историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

Дополнительная литература:

  1. Беланожка, А. Зазывальніцы дажджу : [пра абрад "Закліканне дажджу" у вёсцы Стары Дзедзін на Клімаўшчыне] / Алена Беланожка // Зямля і людзі. — 2017. — 20 верасня. — С. 11 : фота.
  2. Ковалев, К. Если надо, то в Климовичах и дождь вызовут : [народный обряд "Закліканне дажджу" из Старого Дедина получил статус нематериальной историко-культурной ценности] / Константин Ковалев // Сельская газета. — 2016. — 14 мая. — С. 4.