Выберите интересующий Вас раздел:


Чехов и театр

На выставке представлены издания из книжных фондов УК "Могилевская областная библиотека имени В.И. Ленина".

 

Зингерман, Б. И. Театр Чехова и его мировое  значение / Б. И. Зингерман ; ответст. ред А. А. Аникст ; Академия наук СССР, Всесоюз. науч.-исслед. институт искусствознания Министерства культуры СССР. — Москва : Наука, 1988. — 384 с. – 3700 экз.- ISBN 5 – 02 – 012691 – 8.

Театр Чехова проходит несколько этапов развития. "Иванов" находится на перепутье старой, ренессансной и новой театральной системы, в "Чайке" новая драма, новая театральная система раскрывает свою всеобъемлющую сущность. В "Вишневом саде" Чехов выходит за пределы новой драмы, прямо предвосхищая театральные искания более поздних десятилетий. Говоря о мировом значении пьес Чехова, следует, очевидно, иметь в виду, что они постоянно сохраняются в репертуаре и оказывают все более сильное влияние на театральную культуру. Страстный интерес, проявленный к нему режисерами и артистами во многих странах, заставляет еще и еще раз вчитываться в его пьесы.
В книге на широком историко-культурном фоне исследуются основные мотивы творчества Чехова-драматурга и основные черты поэтики чеховского театра.
Для искусствоведов и читателей, интересующихся историей театра.


 

Строева, М. Н. Чехов и художественный театр : работа К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко над пьесами А. П. Чехова / М. Н. Строева ; Всероссийское театральное общество. – Москва : Искусство, 1955. – 314 с.: фото. – 10000 экз.

Предметом исследования данной книги является режиссерская работа Станиславского и Немировича-Данченко над пьесами Антона Павловича Чехова. Автор ставил своей задачей проанализировать идейную и художественную интерпретацию пьес А. П. Чехова Станиславским и Немировичем-Данченко, показать пути воплощения режиссерского замысла как в целой картине спектакля, так и в отдельных актерских образах, попытаться установить общность и своеобразие режиссерских исканий обоих создателей МХТ и значение этой работы для развития русского реалистического театра.


 

Паперный, 3. С. "Вопреки всем правилам..." : пьесы и водевили Чехова / З. С. Паперный. — Москва : Искусство, 1982.— 286 с, 1 л. портр. – 10000 экз.

Книга известного советского литературоведа рассказывает о драматургии Антона Павловича Чехова и ее связях с современной писателю действительностью.
Как строятся пьесы Чехова? Как развивается сюжет? Какова роль главного героя? Соотношения между персонажами? Как развертываются образы, символы, мотивы? Вот вопросы, стоящие перед автором, исследующим идейно-о-художественную природу пьес и водевилей Чехова.
Для специалистов — театроведов, литературоведов, а также читателей, интересующихся театральным искусством.


 

Антон Павлович Чехов в театре : альбом / вступ. статья Н. М. Горчакова. – Москва : Гос. изд. изобразительного искусства, 1955. - 314 с. : ил. – 10000 экз.

Тема "Чехов в театре" широка и многообразна. Показать все чеховские спектакли советских и зарубежных театров, отобразить все актерские достижения, все многообразие режиссерской интерпретаций произведений великого русского драматурга невозможно в любом, даже самом объемистом альбоме.
Цель издаваемого альбома – показать наиболее значительные спектакли пьес Чехова в дореволюционном и советском театрах. В альбоме имеются два раздела. Это позволяет проследить за тем, как складываются "Чеховские традиции" в русском театре и увидеть, как обогащает и развивает эти традиции многонациональный советский театр.


 

Пьесы А. П. Чехова в Московском художественном театре : фотоальбом / сост. М. Г. Маркарова , Т. С. Модестова. – Москва : Искусство, 1961. – 80 с. : фото. – 9000 экз.

Имя Чехова-драматурга неразрывно связано с Московским Художественным театром, который впервые дал подлинную сценическую жизнь его пьесам.
Московский Художественный театр, созданный в годы революционного подъема, перед первой русской революцией, выступил выразителем мыслей и настроений передовой демократической интеллигенции, той самой интеллигенции, властителями дум которой были Чехов и Горький. Творчество Чехова, проникнутое протестом против самодержавно-бюрократического строя, ненавистью к пошлости серых российских будней, к порабощению и унижению человеческой личности, было глубоко родственно коллективу Московского Художественного театра. Недаром на его сцене одна за другой идут пьесы Чехова, а "Три сестры" и "Вишневый сад" он пишет специально для Художественного театра.


 

Инсценировки рассказов А. П. Чехова. – Москва : Советская Россия, 1959. – 167 с. - ( Библиотечка "Художественная самодеятельность"). – 65000 экз.

Многие рассказы Чехова представляют великолепный материал для исполнения с эстрады. Несмотря на лаконичность, в них есть действенный сюжет и яркий диалог. В каждом рассказе заложено глубочайшее содержание, раскрывающее те или иные стороны общественной жизни дореволюционной России.
Инсценировки рассказов Чехова не требуют сложных декораций, они постановочно просты и могли бы составить программу целого вечера, посвященного творчеству этого замечательного писателя.


 

Чеховские чтения в Ялте : Чехов и театр : сб. статей / [ред. коллегия : В. И. Кулешов, Н. Н. Соловьева, Е. М. Сахарова и др.] ; Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина. – Москва : Книга, 1976. – 216 с. – Посвящается 75- летию Московского художественного театра. - 3000 экз.

Чехов и театр – такова тема очередного выпуска «Чеховских чтений в Ялте». В основе книги – материалы научной конференции в Ялте (октябрь 1973 г.), посвященной 75-летию Московского Художественного театра. Среди авторов сборника – известные писатели, ученые, деятели театра, работники музеев, родственники А.П. Чехова.

Читатель найдет в сборнике статьи о специфике первых чеховских спектаклей на сцене МХТ (М.Н. Строева), о "Чайке" 1898 г. (К.Л. Рудницкий) и "Трех сестрах" 1901 г. (И.Н. Соловьева).


 

Балабанович, Е. З. Чехов и Чайковский / Е. З. Балабанович. – Москва : Гос. музыкальное издательство, 1962. – 58 с. : 4 л. ил. – 25000 экз.

Автор книги рассказывает о дружеских взаимоотношениях и творческой близости Антона Павловича Чехова и Петра Ильича Чайковского. Подробно повествуя об истории знакомства писателя и композитора, об их взглядах на искусство. Е. З. Балабанович приводит оценки, которые они давали произведениях друг друга.
Автор особо отмечает, как любовь Чехова к музыке Чайковского нашла отражение в творчестве.