Биография
Антон Павлович Чехов родился в Таганроге 29 января 1860 года в многодетной семье купца третьей гильдии, владельца бакалейной лавки; учился в классической гимназии. К гимназическим годам относятся первые литературные опыты Чехова: водевили, сцены, очерки, анекдоты. Некоторые из своих произведений Антон Павлович посылает в редакции столичных юмористических журналов. В 1876 году произошел переезд семьи Чеховых в Москву. Антон, зарабатывая на жизнь репетиторством, остается до окончания учебы в гимназии в Таганроге и приезжает в Москву только в 1879 году. Он поступает на медицинский факультет Московского университета, где слушает лекции знаменитых профессоров: Н. Склифосовского, Г. Захарьина. Литературный труд становится для Чехова основным источником заработка: с этого времени его "юмористические мелочи" регулярно публикуются на страницах массовых иллюстрированных журналов под разнообразными псевдонимами (Антоша Чехонте, Человек без селезенки и др.). В 1884 году вышла первая книга театральных рассказов Чехова "Сказки Мельпомены". Заканчивая университет он уже был автором таких известных произведений, как "Толстый и тонкий", "Смерть чиновника" и других.
После окончания университета Чехов начинает практику уездного врача в Воскресенске (сейчас - город Истра), в больнице известного врача П.А. Архангельского. Появляются такие рассказы как "Беглец", "Хирургия". Затем Чехов работает в Звенигороде, временно заведуя больницей. Появляются темы для таких рассказов, как "Мертвое тело", "На вскрытии", "Сирена". Основным жанром в его творчестве этого периода является короткий рассказ - сценка, этюд, набросок, - основой сюжета которого служит забавное или нелепое происшествие, любопытный или смешной случай из жизни. Рассеянные по периодике, написанные в рамках определенного объема и к установленному сроку, произведения этого времени составили сборники "Пестрые рассказы" (1886 год) и "Невинные речи" (1887 год). Новый этап в творческой биографии Чехова связан с началом его регулярного сотрудничества в газете А.С. Суворина "Новое время", где произведения Чехова впервые появились под его настоящим именем. А за сборник рассказов "В сумерках" (1887 год.) молодому таланту была присуждена академическая Пушкинская премия. В том же 1887 году пьесой "Иванов" Чехов подвел итог своим ранним драматургическим поискам, начатым еще в гимназические годы и, одновременно, заложил основу поэтики нового драматического искусства. В 1888 году произошло знакомство Антона Павловича с Петром Ильичом Чайковским, что не могло не отразиться на творчестве писателя. Полный сборник рассказов "Хмурые люди" он посвящает именно этому выдающемуся композитору.
В повести "Степь", опубликованной в 1888 году в журнале "Северный вестник", обозначились главные художественные открытия Чехова: отсутствие традиционного для русской литературы героя, выражающего авторскую мировоззренческую позицию; воссоздание окружающего мира, преломленного эмоциональным человеческим восприятием; передача душевного состояния персонажей через "случайные" реплики и жесты. Несмотря на всё возрастающую известность и огромные литературные успехи, Чехов недоволен собой, он стремится не к славе, а к созидательной деятельности. В 1890 году Чехов отправляется в Сибирь, чтобы затем посетить остров Сахалин - место ссылки осужденных на каторгу. Путешествие по сибирским рекам и дорогам писатель во всей полноте отобразил в очерках "По Сибири". На острове Чехов провел работу исследователя, медика, социолога. В течение трехмесячного пребывания на острове Чехов проделал гигантский труд. Чтобы ближе познакомиться с жизнью поселенцев и ссыльнокаторжных, он произвел перепись сахалинского населения. После возвращения с Сахалина Чехов систематизировал свои записи и написал книгу "Остров Сахалин". Это произведение вызвало огромный резонанс в России. На Сахалин обратили внимание официальные лица. Министерство юстиции и Главное тюремное управление командировали на Сахалин своих представителей.
В своих многочисленных рассказах Чехов обращается к исследованию души современного человека, испытывающего влияние разнообразных социальных, научных и философских идей: пессимизма ("Огни", 1888 год), социального дарвинизма ("Дуэль", 1891 год), радикального народничества ("Рассказ неизвестного человека", 1893 год); решает волновавшие общество вопросы семейных отношений ("Три года", "Супруга", "Ариадна" - 1895 года), аномальных явлений психики ("Черный монах", 1894 год) и др. Основой сюжетов становится не столкновение человека с грубой социальной средой, а внутренний конфликт его духовного мира. Герои Чехова - "хмурые", скучные, живущие "в сумерках" люди, которые оказываются жизненно несостоятельными в силу собственной неспособности к творческой реализации, неумения преодолевать душевное отчуждение от других людей. Несчастья таких людей, по мнению Чехова, не имеют фатальной предопределенности и не обусловлены исторически - они страдают по причине собственных житейских ошибок, дурных поступков, нравственной и умственной апатии. В конце 1890-х - начале 1900-х гг. Чехов - признанный и популярный мастер: журналы ищут его участия, появление новых произведений расценивается критикой как событие литературной жизни, споры вокруг них перерастают в общественно-политические дискуссии - о будущем русской деревни, о роли интеллигенции в обществе и т. д. В его творчестве возникают новые темы. Верный принципам "художественной объективности", Чехов создает мрачные картины оторванного от культуры крестьянского быта ("Моя жизнь", 1896 год; "Мужики", 1897 год; "В овраге", 1900 год). Тема нравственной деградации и духовной опустошенности русской интеллигенции, ее неспособности к социальному и личному жизнеустройству поднимается в рассказе "Дом с мезонином" (1896 год), "маленькой трилогии" "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви" (1898 года). В то же время многие герои его последних произведений все сильнее испытывают "тоску по идеалу", переживают стремление к новой, лучшей жизни ("По делам службы", 1898 год; "Архиерей", 1902 год; "Невеста", 1903 год). Чуждый моральному учительству, религиозной проповеди и социальному утопизму, Чехов не прописывает рецептов нравственного совершенствования, общественного переустройства или духовного преображения, но в томлениях и муках своих героев, в их неудовлетворенности бессмысленностью своего существования видит доказательства принципиальной возможности для человека устроить свою жизнь правдиво, достойно и радостно.
В 1892 году Чехов купил имение. Давняя мечта жить в деревне, быть землевладельцем осуществилась. Усадьба находилась в селе Мелихово Серпуховского уезда Московской губернии. В Мелихове Чехову приходит идея создания общественной библиотеки в родном Таганроге. Писатель жертвует более 2-х тысяч томов собственных книг, среди которых немало уникальных изданий с автографами. За годы проживания в подмосковном имении Мелихово Чеховым создано 42 произведения, в т.ч. знаменитые пьесы "Чайка" и "Дядя Ваня", известные рассказы "Душечка", "Ионыч" и множество других. В 1897 году у Чехова резко обострился туберкулезный процесс, и он был вынужден лечь в больницу. Здоровье, и без того слабое, подорванное поездкой на Сахалин, ухудшилось настолько, что доктора настаивают на переезде Чехова на юг. Писатель переезжает в Ялту, продолжая заниматься драматургией. Отсюда он отсылает на публикацию рассказ "Дама с собачкой" и успевает закончить два своих последних шедевра – "Три сестры" и "Вишнёвый сад". В мае 1901 года Чехов женится на Ольге Леонардовне Книппер – ведущей актрисе Московского Художественного театра. Туберкулезный процесс усиливается настолько, что в мае 1904 года Чехов покидает Ялту и вместе с женой едет в Баденвейлер, знаменитый курорт на юге Германии. Но о выздоровлении речь уже не идет, здесь Чехов только на время облегчил свои страдания. Писатель скончался 2 июля 1904 года. Известный писатель был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
|