РЭЦЭНЗІІ
КОЛЬКАСЦЬ РЭЦЭНЗИЙ: 2
Ю. Малашев
Иван Чигринов. В тихом тумане. Рассказы. Авторизованный перевод с белорусского. Издательство «Молодая гвардия». Москва, 1970.
Имя белорусского писателя Ивана Чигринова еще недостаточно знакомо московскому читателю – на русском языке вышла до этого одна его книга. Но вот примечательный факт: недавно вышедшая в издательстве «Молодая гвардия» книга его рассказов «В тихом тумане» исчезла с книжных прилавков Москвы в течение нескольких дней.
Чем же привлекла внимание читателей эта сравнительно небольшая книга, включившая двенадцать рассказов, на обложке которой изображены горящее селение и силуэт плачущей женщины? Мне представляется, что прежде всего искренностью, той доверительной интонацией, с которой автор ведет свой разговор о жизни. Его проза прозрачна, проста, непритязательна. Чигринов избегает рваной фразы, «телеграфности» в языке, манерничанья, что нередко встречается у писателей, вошедших в литературу послевоенного периода. Пишет он обстоятельно, неторопливо, любит рисовать картины природы, детали быта, прежде чем обратиться к событиям, в которых примут участие герои его рассказов. Но при этом Чигринов любит и что-то недосказать, оставляя читателю самому додумать логическое завершение событий и поступков людей, о которых только что шла речь.
Но главное, естественно, не только в своеобразии почерка, творческой манеры, что просматривается в прозе Чигринова, а в отборе жизненного материала, в выявлении характеров, человеческих судеб, которые привлекают внимание автора, его умении подметить в жизни нечто емкое, значительное. Большинство его рассказов обращено к теме войны. Конечно, тема эта еще долгое время будет занимать большое место в отечественной литературе, тем более в белорусской. И все же о войне нынче рассказывать непросто – надо ведь не повториться, вскрыть новые, доселе не изведанные пласты этой большой, сложной темы. Удается ли это Чигринову?
…В небольшом рассказе «Первый день войны» мы поначалу узнаем, что красноармеец Алексей Балаш (он служит близ границы), заканчивая ночное дежурство, поругался со сменным дневальным, затем поболтал со своим земляком капитаном Ситным, и – грянул артналет. Алексей вступает в бой, уничтожает несколько немецких солдат и гибнет.
Другой писатель мог бы рассказать об этом – о начале войны – с патетикой, поставив Алексея на пьедестал героя, – дрался он с врагами до последнего дыхания и нанес им немалый урон. Чигринов же великое усматривает в будничном, и в скромной, негромкой простоте его повествования встает большая правда жизни: веришь, что именно так он начинался, первый день войны, для рядового Алексея Балаша, так началась война.
Чигринов избегает громкого, торжественного разговора о подвиге и в другом рассказе – «Солдат бронеотряда», в основу которого положен случай, выходящий за рамки обычного.
Пожилой человек, участник гражданской войны, приехал навестить… свою собственную могилу, туда, где он когда-то один, в неравном бою, дрался против целого подразделения белополяков и чудом остался жив. Автор, повествуя о своем герое, утверждает непоказную скромность подлинного героизма: ветеран считает, в общем-то, обычным делом все, что с ним произошло, – и тот жестокий бой, и то, что он, живой, безвестен, а прославлено надгробие на месте подвига.
При разработке темы войны внимание писателя привлекают не баталии, не военные операции как таковые. Его больше интересуют люди, человеческие судьбы. Так, в центре рассказа «В стороне от дороги» судьба молодого парня Митьки, отбывавшего срок за какой-то проступок и вернувшегося домой в самом начале войны. Он оказался на обочине главной дороги, по которой шли воины. И хотя ему и не было доверено носить оружие, он по зову сердца принял самое деятельное участие в спасении смертельно раненного капитана Кожанева. Здесь автор утверждает мысль, что народное бедствие – война заставляет людей подняться над своими личными обидами, пробуждает лучшие душевные качества, объединяет во имя главного – защиты своей Родины. Это не декларируется, а вытекает из сути рассказа.
Своеобычно показана картина народной жизни в годы войны в рассказе «Гаданье на обручальных кольцах».
В селе вроде бы ничего особенного и не произошло. Там нет обуглившихся хат, нет виселиц, никто не прячет партизанских разведчиков, не видно полицаев или назначенного фашистами старосты «из бывших». Женщины готовят пищу, копаются в огородах и даже собираются на посиделки по поводу рождения нового жителя села, пьют брагу, поют и танцуют. Но постепенно, будто исподволь, Чигринов вкрапливает в эту почти мирную обстановку щемящие детали. Мы узнаем, что в избах из мужчин остались одни инвалиды, что бабы ходили с подношением к немцам, чтобы те дозволили им в лагере военнопленных высмотреть своих и близких, да и посиделки у женщин не получились – висит в доме, где родился ребенок, смутная тревога, а самая веселая из пришедших, гадая на кольце о судьбе мужа, «увидела» его в гробу.
И может, потому, что автор показал войну сквозь «непривычные» приметы быта – на фоне тишины, – сама война в его рассказе предстала в своей жуткой античеловечной сути.
Действие в рассказах «Могила партизанки» и «В тихом тумане» происходит в послевоенные годы, но и здесь автор продолжает свой разговор о войне. Так, с чувством грусти и горечи покидает бывший партизан Вацура могилу своей жены, разведчицы Насты. И горько ему не столько от нахлынувших воспоминаний, от самой утраты. Вацуру огорчило равнодущие оставшихся в живых к тем, кто погиб, к их памяти: могила запущена, и сам он тоже в том, конечно же, повинен, – слишком долго временил с приездом на свидание к погибшей подруге.
Потом Вацура находит братскую могилу, где покоятся его боевые товарищи. Есть там и чугунная ограда, и цветут кем-то посаженные алые маки, но рядом вот уже несколько лет валяется не распакованный ящик с монументом, который тут собрались установить. Так и не разобрались что к чему, да и позабыли, видно, довести дело до конца…
К числу наиболее впечатляющих рассказов я бы отнес «В тихом тумане», где тема памяти народной решается остро и драматично.
Автор сталкивает двух женщин с трудными, но очень разными судьбами. Ганна потеряла во время войны мужа и отца. Старая Рейдиха, которая ранее жила в той же деревне Боровке и нежданно появилась в ней спустя много лет, тоже потеряла близких. Муж был раскулачен и выслан, а сын во время войны пошел на службу к фашистам, нагрянул в Боровку с отрядом карателей, сжег избы и повесил отца Ганны, за что позже и был расстрелян партизанами и захоронен на краю деревни.
Казалось, время залечило старые раны, стерло в памяти былые обиды. Ганна приняла старуху в своем новом доме, накормила, приготовила постель. А Рейдиха вдруг вспомнила о своем сыне, просит показать его могилу. В сердце Ганны восстало прошлое, и вновь возникло отчуждение, и Рейдиха, конечно же, не может не понять, что люди никогда не простят ее сыну измену народу, – она уходит…
В этом небольшом, мастерски написанном рассказе Чигринов сумел раскрыть серьезную социальную тему, сделав это просто, без нравоучительных сентенций.
В рассказах о современной жизни внимание Чигринова чаще всего привлекают люди чистые, честные, незамутненные. Именно в них он видит опору нашей действительности, через них он отрицает житейские пороки.
С большим теплом обрисован герой рассказа «Народный комиссар» Алексей Васильевич. Чигринов рассказывает о его делах, а через них рисует облик человека большой, щедрой души.
В рассказе «Третьи петухи» мы встречаемся с молодым демобилизованным, по-юношески горячим и неопытным, немного наивным парнем, который направляется в сваты к красавице Зосе.
При встрече с ее родителями и с самою Зосей (о ней он знал только понаслышке да видел фотографию у сослуживца – двоюродного брата Зоей), романтическая мечта у парня начинает блекнуть.
Чигринов не дает ответа на вопрос, как поступить Андрею Сечневу. Он как бы приглашает читателя к раздумью, и это хорошо: ведь лучше и важнее разбудить активность мысли в человеке, чем дать ему готовое решение.
В своих лучших рассказах Иван Чигринов умеет быть как бы непосредственным участником описываемого, он зримо приближает нас к событиям и людям, о которых идет речь. Но удается это автору не везде. Так, скажем, рассказ «За сто километров за обедом», мне думается, не вышел из рамок личных воспоминаний автора о трудном военном детстве. Иногда Чигринов грешит повторами. К примеру, рассказ «Дорога домой» во многом напоминает его же «Третьих петухов», но в обедненном изложении.
Тонко, я бы сказал, изящно написан рассказ «Водолазы Суховы, Витька Кортыжов и нефтепровод». Говорится там о любви Витьки к жене водолаза Сухова Надежде Ивановне. Чигринов умеет быть доверительным рассказчиком, умеет поведать об увиденном просто, ясно, интересно, и делает он это с определенным авторским прицелом – во имя утверждения своей идеи, мысли. Так – в большинстве его рассказов. А здесь, в рассказе «Водолазы», нет этой идеи. Да, рассказано неплохо. Да так в жизни бывает, но ведь само правдоподобие – не факт литературы.
Несколько надуманным показался мне рассказ «Чайки на волнах». В нем не ощущается цельности, ясности авторского замысла. Герой рассказа Тихомир выглядит одиноким, неприкаянным и не очень интересным человеком.
Есть у Чигринова и просчеты в отборе, использовании жизненного материала. Так, при определенных достоинствах рассказа «Гаданье на обручальных кольцах», о чем уже шла речь, нельзя не заметить, что автор не очень задумывался о его «заселении» персонажами. Скажем, промелькнула в экспозиции некая Марыля или Аксюта Драница, а потом они исчезли из поля зрения автора. И позже он перечисляет довольно много разных имен, которые в развитии сюжета не участвуют. И создается впечатление, что это не рассказ, а, скорее, эскиз к задуманной повести, в которой гаданье на обручальных кольцах станет только эпизодом. Это впечатление подтверждается и тем, что неторопливая, обстоятельная манера изложения в начале рассказа к его концу меняется, автор вдруг заспешил и оборвал свой разговор почти на полуслове, как будто у него не хватило дыхания на большее.
Однако общее впечатление от сборника рассказов Ивана Чигринова остается отрадным. После знакомства с книгой приходишь к выводу, что произошла встреча с писателем своеобразным, интересным, который идет своим путем в литературе.
М. Плотников
Белорусский писатель Иван Чигринов плодотворно работает в течение ряда лет в жанре рассказа. Его тема – человек и война, человек на войне. Военное лихолетие застало будущего писателя семилетним мальчиком. Многие впечатления того тяжкого периода в жизни нашего народа и легли в основу его произведений.
Перед нами новый сборник писателя «В тихом тумане» (перевод с белорусского Э. Корпачева и А. Островского). Книга небольшая, в ней всего девять рассказов. Все они так или иначе связаны с темой о войне, повествуют о былых боях и походах, о воинах-фронтовиках. Характерны, например, «Солдат бронеотряда», «За сто километров на обед…», «Первый день войны», «В стороне от дороги», «Могила партизанки» и др.
Рассказ «За сто километров на обед…» покоряет своей правдивостью. В нем передана история о том, как трудно было детям войны и как наши части, тесня врага на запад, останавливались в только что освобожденных деревнях, и мальчишки с любовью встречали освободителей. Автор пишет: «И мы всегда ждали, когда они поедят, мы были уверены, что в котле останется и на нашу долю. И совсем немало – добрая половина котла. Вот тогда мы и подходили со своей посудой – кто с жестянкой, кто с чугунком или миской, и повар нам раздавал остатки. И только потом уже, когда подросли, мы, наконец, поняли, почему всегда в котле оставалась каша и почему никогда не подходили к кухне наши матери, хотя тоже сидели голодные в своих землянках и ждали нас».
Но вот фронт отодвинулся далеко на запад, и теперь мальчишкам деревни, о которой идет речь в рассказе, негде поесть. В поисках пищи они ушли за сто километров. Многое повидали, многое испытали за время этого похода. Попали в детдом. Директор детдома Иван Никитович приказал накормить голодных ребятишек…
Вот, собственно, и весь сюжет произведения. Ничего особенного в нем нет. Но автор на простых, взятых из жизни деталях рисует характеры людей, передает обстановку того времени. убедительно говорит о благородстве советских людей.
И в рассказе «В стороне от дороги» автор повествует о войне. Она не в силах вытравить то доброе и светлое, чем богата душа советского человека. Он в самых, казалось бы, безвыходных положениях остается человеком и находит правильные решения труднейших задач. В тяжелых боях ранило командира роты капитана Семена Кожанова. Местные жители нашли его и принесли домой. Но спасти командира они были не в силах. Капитан умирал, но твердо верил в победу нашего правого дела, в неизбежный разгром разбойничьих фашистских полчищ.
В «Могиле партизанки» показана тяжелая судьба партизана Вацуры, человека сильного и благородного. Все свои силы, талант, энергию он отдал Родине, но в боях потерял жену. После долгих лет разлуки Вацура решил поехать на поиски ее могилы. И писатель как бы между прочим раскрывает то одну черту, то другую в характере и поведении Вацуры, в действиях партизанки Насти. А в целом вырисовываются колоритные образы советских людей, цель жизни которых – разгром ненавистного врага.
Иван Чигринов любит природу родной Белоруссии. Нет такого рассказа в сборнике, где бы автор не прибегал к художественному приему – через описание природы передать настроение героя или выписать с помощью пейзажной картинки портрет персонажа.
Не все рассказы, однако, написаны одинаково ярко и художественно убедительно. Не совсем удачен рассказ «В первый день войны». Он схематичен. И, пожалуй, ему, этому рассказу с его сюжетом и действующими лицами, просто не под силу поднять ту проблему о причинах неудач наших войск на первом этапе войны, которую автор усердно стремится решить. Не так все просто это было на самом деле, как пытается убедить читателя автор.
Но это частное замечание нисколько не снижает ценности сборника рассказов Ивана Чигринова. Думается, что книга найдет своих читателей и среди воинов.