Рэжысёр Вячаслаў Акімушкін, 1990 г.
Н. Агафонова
(фрагмент статьи)
Драма И. Чигринова «Человек с медвежьим лицом» была опубликована в 1989 году. Работая над одноименной постановкой через год, режиссер В. Акимушкин предпринял жанровую модуляцию: перевел события из драматического ключа в трагический. В пьесе И. Чигринова действующие лица поданы в противопоставлении возраста, судьбы, вины. Их взаимоотношения выявляются в форме интеллигентной беседы, которая довольно пристойно завершается.
В телеспектакле В. Акимушкина столкновение Погасова (актер Г. Гарбук) – бывшего следователя КГБ, и писателя Алексея Даниловича (актер А. Ткаченок) переходит в драматическую исповедь, в последний поединок Погасова с самим собой. Конфликт также приобретает центростремительную силу, разворачиваясь как бы в глубь героя, и им же самим разрешается. Муки Погасова расщепляют его душу, в которой сплетена вина персональная и социальная под тяжестью двойной присяги – служебной и идейной. Погасов Г. Гарбука существует в измерениях прошлого, снова и снова возвращается в «Средневековье 1930-х», чтобы понять (не оправдать!) себя. Он внутренне изолирован от современной жизни, от традиционных межличностных отношений. Потому вынужден быть себе и судьей, и палачом.
Режиссер В. Акимушкин стремился максимально приблизить свою постановку к текущему дню, привлекая внимание телезрителя подчеркнуто современными деталями и документальными свидетельствами (хроника, аудиозапись воспоминаний реальных лиц). Однако режиссеру не хватило более активного преобразующего действия. Очевидно, что пьесу «Человек с медвежьим лицом» следовало перевести в телевизионную монодраму. Тем более что окружение Погасова представлено довольно однородными персонажами, значительно уступающими ему в художественно-психологической проработке.