МАГІЛЁЎСКІ ДРАМАТЫЧНЫ ТЭАТР (Заслужаны калектыў Рэспублікі Беларусь «Магілёўскі абласны драматычны тэатр»)
Рэжысёры Уладзімір Матросаў і Віталь Баркоўскі, 1993 г.
Ю. Викторов
Мы уже и не помним, когда после спектакля на сцену поднимался автор пьесы и вместе с артистами принимал поздравления публики. В прошлое воскресенье это могло бы случиться, но спектакль по пьесе Ивана Гавриловича Чигринова «Следчая справа Вашчылы» закончился необычно. Почему-то, как это делается всегда и везде, артисты не вышли к рампе и зал не смог поприветствовать их стоя. Естественно, и писателя не было перед зрителями, но он внимательно просмотрел спектакль и на традиционном обсуждении его высказал замечания.
Писателя не воодушевила форма спектакля, в которой герой пьесы осмысливает во сне или в воображении своем восстание в начале XVIII века в Кричевском старостве против феодалов Речи Посполитой, которое он возглавил. И. Чигринов заметил:
– Я сторонник любых режиссерских приемов подачи материала, если они не искажают смысл истории. В спектакле много кривляющихся белых балахонов, похожих на кукурузные початки, но нет истинно актерских личностей. Эмоции есть, актеров нет. Это вводит в заблуждение. Люди в зале не поняли, о чем идет речь. А ведь должно быть отображено историческое событие на белорусской земле. И выпукло показана психологическая и людская драма Ващилы и восстания. Историю нельзя коверкать, отодвигать на другой план экспериментальными режиссерскими штучками.
В то же время писатель подчеркнул и то положительное, что есть в спектакле:
– Молодцы, сумели более-менее положить текст на канву спектакля. И что сделали его на белорусском языке. И опасности поиска не побоялись. Зритель в зале напряженно смотрел, пытаясь понять смысл, и это хорошо.
И. Чигринов поблагодарил актеров и руководство театра и пожелал им творческих успехов.
Неожиданно обсуждение спектакля приняло полемический характер – скрестились взгляды режиссуры и зрителей. Следует отметить, что состоялся крайне полезный разговор, подсказавший, что палец в рот не клади как режиссерам, так и их оппонентам. Безусловно, спектакль от этого намного выиграет, поскольку, судя по реакции режиссеров Владимира Матросова и Виталия Барковского, они восприняли обсуждение как своеобразное зеркало, в котором отразились как удачные моменты, так и промахи. И, главное, обсуждение прошло без неинтеллигентных выпадов, что создало очень теплую творческую атмосферу.
Белорусский спектакль белорусского писателя живет. Ваш корреспондент видел зрительскую аудиторию – молодые люди, заинтересованные лица. Это замечательно.
М. Магілёвец
У будучым годзе споўніцца 250 год з тае пары, як ва ўсходняй Магілёўшчыне, у наваколлях Крычава, войскамі Рэчы Паспалітай было жорстка падаўлена антыфеадальные паўстанне беларускіх сялян 1743–1744 гг. На чале яго стаяў войт вёскі Селішча Васіль Вашчыла. Вобраз гэтага адважнага змагара за народную долю – у цэнтры новай п’есы «Следчая справа Вашчылы» знакамітага беларускага пісьменніка Івана Чыгрынава, ураджэнца Касцюковіцкага раёна і ганаровага грамадзяніна горада Касцюковічы. Работу над гэтай п’есай у бліжэйшы час пачынае калектыў абласнога драматычнага тэатра. Прэм’ера павінна адбыцца ў наступным годзе. Дарэчы, падзеі згаданага паўстання ўзнаўляліся яшчэ ў адной п’есе – «Мурын Бор» Івана Ісачанкі, што была пастаўлена ў Магілёўскім тэатры яшчэ ў 1967 годзе.