ГАЛЕРЕЯ

ТАРАСЕВИЧ АЛЕКСАНДР

(около 1650, местечко Глуск, Речицкий повет, Минское воеводство, Великое княжество Литовское (сейчас г. п. Глуск, Могилевская обл., Республика Беларусь) – между 12.07 и 15.08.1727), белорусский, литовский и украинский график, работал в технике медерита (офорта).

Местом получения художественного образования исследователи считают г. Аугсбург (Бавария), где учился у граверов Килиан.

Наиболее ранними из известных произведений А. Тарасевича являются 40 медеритов к книге «Rosarium…», которые были созданы в Глуске. Над этим циклом художник работал, вероятно с 1672 до 1677 гг. Книга издавалась дважды в Аугсбурге и Вильнюсе. 40 иллюстраций делятся на две группы: календарный цикл (12 медеритов, 6,3х9,7 см) и гравюры на евангельские сюжеты (27 медеритов, размеры у большинства – 16х13 см), которые по содержанию, стилю и манере исполнения между собой отличаются.

Иллюстрации к книге «Rosarium…» принесли художнику широкую известность. Книги с его рисунками вскоре выходят в Вильнюсе, Кракове, Слуцке, Замостье.

А. Тарасевич много работал в портретном жанре. Известны 9 графических портретов А. Тарасевича и портрет известного в 1670-х гг. белорусского общественного деятеля Николая Слупского.

В 1680-е гг. художник переехал из Глуска в Вильнюс, где сотрудничал в типографии Виленской иезуитской академии. В типографии академии зафиксировано пять изданий с его гравюрами. Выделяются титульные листы к изданиям «Три философии… » (1675), «Рациональная философия… » (1683).

Около 1688 г. Тарасевич покидает Беларусь и Литву и переезжает в Киев. В Киево-Печерской лавре он принял монашество и взял новое имя Антоний. Здесь он стал родоначальником школы медерита, но собственных гравюр создал всего несколько: портреты политического деятеля Василия Голицына (1690), Мелетия Антиохийского (1693), Черниговского архиепископа Лазаря Барановича (1693). С 1705 г. Антоний известен как наместник Свенского монастыря (близ Брянска).

Окончил А. Тарасевич свой жизненный путь игуменом Киево-Печерской лавры. После его смерти в собственность Киево-Печерской лавры перешла библиотека, которую, очевидно, художник привез с собой в Киев из Беларуси.

Гравюры Тарасевича долгое время хранились в Глусском костеле монахов-бернардинцев, в 1930-е гг. бесследно исчезли.

Работы Тарасевича находятся в Санкт-Петербурге, Вильнюсе и Минске (УК «Национальная библиотека Республики Беларусь»).

  1. Тарасевич Александр // Регионы Беларуси : энциклопедия : в 7 т. — Минск, 2021. — Т. 6, кн. 2 : Могилевская область : Л—Я. — С. 342.
  2. Тарасевіч Аляксандр // Беларуская энцыклапедыя : у 18 т. / галоўны рэдактар Г. П. Пашкоў. — Мінск, 2002. — Т. 15 : Следавікі — Трыо. — С. 437—438.
  3. Тарасевіч Аляксандр // Вялікае княства Літоўскае : у 2 т. / галоўны рэдактар Г. П. Пашкоў. — Мінск, 2006. — Т. 2 : К — Я. — С. 658.

Дополнительные источники

  1. Борисов, Н. Вечное очарование таланта, или еще раз об Александре Тарасевиче / Н. Борисов // Радзіма (Глуск). — 2009. — 10 красавіка. — С. 3.
  2. Василевский, В. Гравер-глусчанин с европейской известностью / Валерий Василевский // Магілёўскія ведамасці. — 2017. — 5 верасня. — С. 11.
  3. Васілеўскі, В. Гравёр вышэйшай пробы / Валерый Васілеўскі // Рэспубліка. — 2017. — 9 верасня. — С. 19.
  4. Васілеўскі, В. «Сярод найлепшых еўрапейскіх гравёраў…» / Валерый Васілеўскі // Звязда. — 2015. — 10 лістапада. — С. 9.
  5. Вечное очарование таланта // Радзіма (Глуск). — 2019. — 24 ліпеня. — С. 4.
  6. Курков, И. «Окна» в ХVII век / Илья Курков // Обозреватель. — 2009. — 27 марта. — С. 26.
  7. Курков, И. «Фотограф ХVII века» / Илья Курков // Обозреватель. — 2007. — 26 октября. — С. 38.

Информационный ресурс о жизни и творческой деятельности живописцев, графиков, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства Могилевской области.

Учреждение культуры
«Могилевская областная библиотека им В.И. Ленина»
Отдел литературы по искусству
art@libmogilev.by

Copyright © 2022