(06.12.1891 г. Вильна (сейчас г. Вильнюс, Литовская Республика) – 05.03.1977), белорусский и аргентинский живописец и график, педагог.
В 1900 г. переехал с семьей в г. Могилев. Окончил Могилевское Александровское реальное училище (1911) (сейчас в нем здании училища размещается учебный корпус Социально-гуманитарного колледжа УО «Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова»). Переехал с семьей в Санкт-Петербург, где учился в частных рисовальных классах М.Д. Берштейна (1912–1915), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1912–1918) (сейчас Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова). Во время учебы участвовал в ученических выставках. На 37-й выставке 1915–1916 гг. экспонированы две работы – «Улица» и «Театральная афиша». С началом Первой мировой войны побывал на фронте в составе студенческого санитарного отряда. В 1918 г. вошел в «Профессиональный союз художников-живописцев Москвы» (СОЖИВ). В 1918 г. вернулся в г. Могилев, преподавал в школах Могилева рисунок и живопись.
В 1920–1930-е гг. исполнил много городских пейзажей маслом и акварелью, изображал типы белорусских крестьян. В 1930-е гг. сотрудничал с Могилевским историческим музеем (сейчас УК «Могилевский областной краеведческий музей имени Е.Р. Романова»), для которого исполнил ряд полотен: «Восстание Наливайко» (1937–1938), «Дуэль Пушкина» (1937), «Атака конницы» (все утрачены во время Второй мировой войны). В 1939 г. написал большую картину «Табун лошадей» для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве, в 1940 г. работал над картиной «Первая конная». В 1941 г. получает Государственный знак юбилейной республиканской выставки за картину «У знатного конюха».
В годы Второй мировой войны оказался на оккупированной территории. Зарабатывал иконописью, расписывал храмы. В 1944 г. с потоком военных беженцев перебрался с семьей в Прагу, затем в Австрию, где участвовал в выставках и оформлял постановки для русского театра. В конце 1948 г. с большой группой беженцев из СССР переехал в г. Сан-Исидро (Аргентина), затем – в г. Буэнос-Айрес.
Писал портреты, анималистические полотна и акварели, главным образом посвященные жизни аргентинских ковбоев. Обращался к русско-белорусским темам. Исполнил около ста иллюстраций к книгам исторического романиста, жившего в г. Уругвае, М.Д. Каратеева (1904–1978): «Ярлык Великого хана», «Карач-мурза» и «Железный хромец». В 1953 г. провел большую персональную выставку в галерее Van Riel в г. Буэнос-Айрес.
Ностальгические воспоминания стали основой большого цикла художественно-документальных работ о Могилеве 1920-1930-х гг.: «На сенокосе», «Рынок», «Собор Святого Иосифа», «Ярмарка», «Городской пейзаж», «Могилев, спуск до Машековки возле креста», «Вид старого города с моста», «Вид на синагогу», «У колодца», «Вид с колокольни», «Возвращение из города», «Зима в Могилеве».
В 1990 г. дочь художника Ирина Гедда подарила пять работ отца Советскому Фонду культуры. В 2013 г. Посольство Аргентины в Минске передало личный архив художника и ряд его работ Республике Беларусь.
Работы художника находятся в фондах УК «Национальный художественный музей Республики Беларусь», УК «Могилевский областной художественный музей имени П.В. Масленикова» (около 100 работ), УК «Национальный научно-просветительский центр имени Ф. Скорины».
Дополнительные источники
Жыццё і творчасць мастака з Магілёва Канстанціна Геды.
Информационный ресурс о жизни и творческой деятельности живописцев, графиков, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства Могилевской области.
Учреждение культуры
«Могилевская областная библиотека им В.И. Ленина»
Отдел литературы по искусству
art@libmogilev.by
Copyright © 2022